Программа «Основы информационной культуры у младших школьников» 1- 4 класс.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

    Перед современной общеобразовательной школой  стоит важная задача – научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационого общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной грамотности».

В условиях перехода к информационному обществу в одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:

1.       Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения.

2.       Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками.

3.       Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных на уроках.

Цель данного курса – вызвать у школьника устойчивый интерес к книге, привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом и научиться ориентироваться в библиотечном пространстве.

Курс рассчитан на 8 часов.

По окончанию начальной школы учащиеся смогут:

 

 

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Начальная школа.

1 класс

1.

Библиотека – дом, где хранятся книги.

1

2.

Правила и умение обращаться с книгой.

1

 

Всего занятий:

2

 

 

 

2 класс

1.

Книга – великое чудо.

1

2.

Выбор книги в библиотеке.

1

 

Всего занятий:

2

 

 

 

3 класс

1.

Структура книги.

1

2.

Создаем библиотеку.

1

 

Всего занятий:

2

 

 

 

4 класс

1.

Твои первые энциклопедии. Справочная литература.

1

2.

Работа с книгой.

1

 

Всего занятий:

2

 

Всего занятий за год:

8

 

 


Программа «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 5-11 классов.

 

Авторы: Бединская Е. – зав. библиотекой общеобразовательной школы г. Ленинска-Кузнецкого;
Казакова О.С. – зав. библиотекой Юргамышской средней школы;
Матьюкова В.Н. – библиотекарь Юргамышской средней школы, Слепнева Т.М. – библиотекарь Юргамышской РЦБ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

5 – 11 классы.

 

В основе программы использована программа «Основы информационной культуры школьника» Е. Бединской, зав. библиотекой общеобразовательной школы №37 г. Ленинска-Кузнецкого.

Динамичность процесса информатизации общества, повышение требований к образовательному уровню актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.

Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющим самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Учитывая все возрастные особенности школьников, следует выделить несколько задач курса:

 

1.                      Дать представление учащимся о современных технологиях.

2.                      Владеть навыком самостоятельного выбора книг, уметь найти книги в библиотеке, пользуясь книжными выставками, рекомендательными списками, каталогами, полками открытого доступа, электронным каталогом.

3.                      Познакомить с разными видами справочной литературы. Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий.

4.                      Научить учащихся работать с источниками информации, находящейся на различных носителях. Уметь находить информацию, пользуясь диапроектором, эпипроектором, аудио- и видео магнитофонами, дисками, CD-ROM, электронными учебниками, Интернетом.

 

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть потенциал знаний, создаёт более благоприятные условия для продолжения информационного образования.

В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

Курс  рассчитан на 25 часов. Отдельные темы в программе повторяются, это оправдано усложнением материала и форм работы с учётом возрастных особенностей.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника // Школьная библиотека.- 2002.-№3
  2. Андрианова Л.М. Информационные, культурные и образовательные ресурсы медиатеки в воспитании петербуржца XXI века // Школьная библиотека.- 2003.-№9

 

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Средняя школа.

5 класс

1.

Информационная культура школьника. Основные понятия.

1

2.

История возникновения информационных ресурсов общества.

1

3.

Методы работы с книгой.

2

4.

Простейшие формы переработки информации.

1

 

Всего занятий:

5

 

 

 

6 класс

1.

Информационная культура – путь к последующей самообразова-тельной работе школьника.

1

2.

Информационная среда медиацентра.

1

3.

Справочно-информационный поисковый аппарат библиотеки.

1

4.

Рациональные приёмы интеллектуальной работы пользователей информации.

1

 

Всего занятий:

4

 

 

 

7 класс

1.

Адресный поиск и алгоритм его выполнения.

1

2.

Фактографический поиск и алгоритм его выполнения.

1

3.

Тематический поиск и алгоритм его выполнения.

1

4.

Урок библиографии.

1

 

Всего занятий:

4

 

 

 

8 класс

1.

Формирование информационной культуры школьника.

1

2.

Методы самостоятельной работы с литературой.

1

3.

Технология подготовки реферата.

1

 

Всего занятий:

3

 

 

 

9 класс

1.

Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы.

1

2.

Электронный каталог. Использование внесённой информации.

1

3.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

1

 

Всего занятий:

3

Старшая школа.

10 класс

1.

Создание Веб-страничек.

1

2.

Сканирование изображений.

1

3.

Сканирование и распознавание текста.

1

 

Всего занятий:

3

 

 

 

11 класс

1.

Работа с электронными энциклопедиями.

1

2.

Поиск информации в Интернете.

1

3.

Методы самостоятельной работы с использованием электронных изданий и книжных источников информации.

1

 

Всего занятий:

3

 

Всего занятий за год:

25

 


Содержание:

 

1.      Программа «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 1-4 классов           3

 

2.      Программа «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 5-11 классов.        5