Программа «Основы информационной культуры у младших школьников» 1- 4
класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача – научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационого общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной грамотности».
В условиях перехода к информационному обществу в одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:
1. Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения.
2. Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками.
3. Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных на уроках.
Цель данного курса – вызвать у школьника устойчивый интерес к книге, привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом и научиться ориентироваться в библиотечном пространстве.
Курс рассчитан на 8 часов.
По окончанию начальной школы
учащиеся смогут:
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Начальная школа. |
||
1 класс |
||
1. |
Библиотека – дом, где хранятся книги. |
1 |
2. |
Правила и умение обращаться с книгой. |
1 |
|
Всего занятий: |
2 |
|
|
|
2 класс |
||
1. |
Книга – великое чудо. |
1 |
2. |
Выбор книги в библиотеке. |
1 |
|
Всего занятий: |
2 |
|
|
|
3 класс |
||
1. |
Структура книги. |
1 |
2. |
Создаем библиотеку. |
1 |
|
Всего занятий: |
2 |
|
|
|
4 класс |
||
1. |
Твои первые энциклопедии. Справочная литература. |
1 |
2. |
Работа с книгой. |
1 |
|
Всего занятий: |
2 |
|
Всего занятий за год: |
8 |
Программа «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 5-11
классов.
Авторы: Бединская Е. – зав. библиотекой общеобразовательной школы г.
Ленинска-Кузнецкого;
Казакова О.С. – зав. библиотекой Юргамышской средней школы;
Матьюкова В.Н. – библиотекарь Юргамышской средней школы, Слепнева Т.М. –
библиотекарь Юргамышской РЦБ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
5 – 11 классы.
В основе программы использована программа «Основы информационной культуры школьника» Е. Бединской, зав. библиотекой общеобразовательной школы №37 г. Ленинска-Кузнецкого.
Динамичность процесса информатизации общества, повышение требований к образовательному уровню актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.
Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющим самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Учитывая все возрастные особенности школьников, следует выделить несколько задач курса:
1. Дать представление учащимся о современных технологиях.
2. Владеть навыком самостоятельного выбора книг, уметь найти книги в библиотеке, пользуясь книжными выставками, рекомендательными списками, каталогами, полками открытого доступа, электронным каталогом.
3. Познакомить с разными видами справочной литературы. Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий.
4. Научить учащихся работать с источниками информации, находящейся на различных носителях. Уметь находить информацию, пользуясь диапроектором, эпипроектором, аудио- и видео магнитофонами, дисками, CD-ROM, электронными учебниками, Интернетом.
Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть потенциал знаний, создаёт более благоприятные условия для продолжения информационного образования.
В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Курс рассчитан на 25 часов. Отдельные темы в программе повторяются, это оправдано усложнением материала и форм работы с учётом возрастных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА:
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Средняя школа. |
||
5 класс |
||
1. |
Информационная культура школьника. Основные понятия. |
1 |
2. |
История возникновения информационных ресурсов общества. |
1 |
3. |
Методы работы с книгой. |
2 |
4. |
Простейшие формы переработки информации. |
1 |
|
Всего занятий: |
5 |
|
|
|
6 класс |
||
1. |
Информационная культура – путь к последующей самообразова-тельной работе школьника. |
1 |
2. |
Информационная среда медиацентра. |
1 |
3. |
Справочно-информационный поисковый аппарат библиотеки. |
1 |
4. |
Рациональные приёмы интеллектуальной работы пользователей информации. |
1 |
|
Всего занятий: |
4 |
|
|
|
7 класс |
||
1. |
Адресный поиск и алгоритм его выполнения. |
1 |
2. |
Фактографический поиск и алгоритм его выполнения. |
1 |
3. |
Тематический поиск и алгоритм его выполнения. |
1 |
4. |
Урок библиографии. |
1 |
|
Всего занятий: |
4 |
|
|
|
8 класс |
||
1. |
Формирование информационной культуры школьника. |
1 |
2. |
Методы самостоятельной работы с литературой. |
1 |
3. |
Технология подготовки реферата. |
1 |
|
Всего занятий: |
3 |
|
|
|
9 класс |
||
1. |
Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы. |
1 |
2. |
Электронный каталог. Использование внесённой информации. |
1 |
3. |
Справочно-библиографический аппарат библиотеки. |
1 |
|
Всего занятий: |
3 |
Старшая школа. |
||
10 класс |
||
1. |
Создание Веб-страничек. |
1 |
2. |
Сканирование изображений. |
1 |
3. |
Сканирование и распознавание текста. |
1 |
|
Всего занятий: |
3 |
|
|
|
11 класс |
||
1. |
Работа с электронными энциклопедиями. |
1 |
2. |
Поиск информации в Интернете. |
1 |
3. |
Методы самостоятельной работы с использованием электронных изданий и книжных источников информации. |
1 |
|
Всего занятий: |
3 |
|
Всего занятий за год: |
25 |
Содержание:
1. Программа «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 1-4 классов 3
2. Программа «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 5-11 классов. 5