МОУ «СОШ №5» г. Валуйки

     Школьная библиотека

УТВЕРЖДАЮ

______________________

/Махортова И.В./

 

 

Отчет

 «О работе школьной библиотеки МОУ «СОШ №5» г. Валуйки

за 2012 – 2013 учебный год»

Основные задачи библиотеки.

В течение 2012 /2013 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом  разделов общешкольного плана. Согласно плану  работы библиотеки МОУ «СОШ №5» г. Валуйки  на 2012-2013 учебный год библиотекой решались следующие задачи:

  1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.
  2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
  3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
  4. Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
  5. Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.

Основными функциями школьной библиотеки, в соответствии с «Положением о библиотеке  общеобразовательного учреждения», являются образовательная, информационная,  культурная, аккумулирующая, сервисная, координирующая, социальная, воспитательная.

 

Краткая справка о библиотеке.

Школьная библиотека расположена на первом этаже здания МОУ «СОШ №5» по адресу: г. Валуйки ул. Фурманова д.22. Библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение, которое включает в себя одну комнату площадью 46,7 м2.

Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранилище, информационный сектор.

Библиотека оборудована: стеллажи для книг(24 шт.); шкафы (4 шт.); столы для читателей (2 шт.); стулья (14 шт.); компьютеры для читателей (1 шт.); стол библиотекаря (1 шт.); персональный компьютер для рабочего места библиотекаря (1 шт.).

Организует работу библиотеки один работник – заведующая библиотекой Карпенко Татьяна Михайловна, работающая на 1 ставку.  Образование высшее, общий стаж – 18 лет, библиотечный стаж – 15 лет, стаж  работы в данном учреждении – 3,8 месяцев.

Режим работы библиотеки с 8.30 до 15.30, ежедневно, с одним выходным - воскресенье.

 

Основные контрольные показатели за 2012-2013 учебный год.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой, периодическими изданиями для педагогических работников и учащихся, методической литературой, учебниками. Функционирует  фонд медиатеки, который состоит из набора CD-ROM дисков: образовательные программы, электронные тренажёры, электронные наглядные пособия.

  За 2012/2013 учебный год в библиотеку поступило:

·         921 экземпляров учебников

·         1443 экземпляров литературы

·         9 дисков

Анализ пополнения фонда за 3 года

Учебный год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Учебный фонд

374

921

842

Книжный фонд

76

1443

2

Фонд медиатеки (диски)

20

9

29

 

Количественный состав библиотечного фонда.
Всего – 27279 экз.
Учебный фонд – 12539 экз.
Книжный фонд –  15718 экз.

Фонд медиатеки – 69 экз.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

·         книга суммарного учета фонда библиотеки;

·         инвентарные книги (8 штук);

·         папка «Акты на списание»;

·         картотека учета учебников;

·         картотека журнальных и газетных статей;

·         картотека учёта CD-ROM;

·         Систематический и алфавитные каталоги;

·         тетрадь учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных;

·         папка «Накладные»;

·         Дневник библиотеки;

·         читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда закрыта для свободного доступа. Основная часть фонда технически обработана. Продолжается работа по составлению алфавитного и систематического каталогов.

Сделан заказ на новые учебники на 2013-2014 учебный год. В формировании заказа участвовали члены общешкольного родительского комитета, библиотекарь, руководители ШМО и администрация школы.

Обеспеченность учебниками на новый учебный год составляет  90 %.

В целях профилактики сохранности учебников библиотекарем постоянно  проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, классных часах; рейды по сохранности учебников.

Количественная характеристика читателей.
Всего читателей –  510 чел.
Из них:
Обучающихся начальной школы – 201
Обучающиеся средней школы – 203
Обучающиеся старшей школы – 56
Сотрудники школы – 40

Прочие – 10

Читателями библиотеки являются практически все учащиеся и сотрудники школы.

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ читателей школьной библиотеки за  3 года.

Из диаграммы видно, что число читателей школьной библиотеки с прошлым годом уменьшилось на 2 чел.

Основные показатели работы школьной библиотеки.  

·         книговыдача – 13647

·         обращаемость фонда – 0,8

·         средняя читаемость – 24,7

·         средняя посещаемость – 22,6

·         книгообеспеченность – 30,8

 

Сравнительный анализ показателей работы школьной библиотеки за  3 года.

Показатели

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Всего читателей

572

512

510

Из них обучающихся

512

452

460

Количество посещений

11063

11972

11522

Объем  книжного фонда

14273

15542

15718

Книговыдача

11099

13264

12647

Обращаемость фонда

0,8

0,9

0,8

Средняя читаемость

19,4

23,1

24,7

Фонд учебников

10776

11697

12539

Количество массовых мероприятий

34

26

27

Проведено уроков информационной грамотности

18

24

8

Средняя посещаемость

19,3

20,9

22,6

Книгообеспеченность

24,9

30,4

30,8

 

Как видно из диаграммы количество посещений и книговыдачи на абонементе и в читательском зале уменьшилось. Это происходит из-за уменьшения количества учащихся, и фонд библиотеки на 70 % устарел.

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ показателей читаемости, обращаемости, книгообеспеченности за последние 3 года показал, что читаемость читателей библиотеки  не изменилась (это говорит о том, что дети не  перестали читать книги), посещаемости  немного увеличилась; средний показатель книгообеспеченности  школьной библиотеки – 30 книг на читателя;  один читатель библиотеки за год посетил библиотеку   - 22 раза (по сравнению с прошлыми годами посещаемость увеличилась).

 

Краткая информационная справка о проведенной массовой работе с читателями за 2012-2013 учебный год:

Тематические вечера – 1; обзоры литературы – 5; беседы – 28; громкие чтения – 4; книжные выставки – 22; утренники – 2;  викторины – 8; презентация сказки – 2; операция «Живи, учебник» – 4; информационные уроки -8; конкурсы – 5;  папки, рекомендательные списки, памятки- 15; обзор литературы -2; анкетирование – 1; выдано справок – 218.

 

Основные направления, содержание и формы работы.

Основные направления работы:

·         Формирование фондов библиотеки.

·         Работа с читателями (индивидуальная, массовая).

·         Справочно-библиографическая работа, работа в читальном зале.

·         Информационная и воспитательная работа.

·         Реклама и создание нового имиджа библиотеки.

·         Работа с документацией.

·         Профессиональное развитие заведующей библиотекой.

·         Пропаганда чтения и книги среди учащихся.

 

Содержание и формы работы:

  1. Работа с фондом:

·         Сформирован общешкольный заказ на учебники.

·         Проведена диагностика уровня обеспеченности обучающихся учебниками.

·         Создан банк данных на учебники, используемые в 2011-2012 учебный год.

·         Проведена работа по сохранности учебного фонда:

a.      ремонт учебников

b.     работа с задолжниками ( беседы)

c.      проведено 4 рейда по проверке учебников (Операция «Живи, учебник»)

d.     Проведен День книги.

·         Списание ветхих и устаревших учебников.

·         Проведен учет библиотечного фонда.

·         Расстановка фонда по таблице ББК.

·         Прием и обработка вновь поступившей литературы.

  1. Справочно-библиографическая работа:

·         В течение всего года велась работа по редактированию справочно-библиографического аппарата. Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические папки-накопители.

·         Пополнен систематический и алфавитный каталоги новыми карточками.

·         Пополнены картотеки - « Книги страны детства», «О родном крае».

·         Отредактирована картотека «Учебники и учебные пособия».

·         Оформлены  папки «Государственные символы России», «Дорожная азбука», «Уголок пожарной безопасности».

·         Созданы рекомендательные списки литературы – «Д.Н. Мамин-Сибиряк детям».

·         Созданы памятки и буклеты  – «Я выбираю здоровье», «Уголок пожарной безопасности», «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности», «Правила пожарной безопасности», «Пожар в лесу», «пожарная безопасность», «Действия при пожаре», «Детям о правилах пожарной безопасности», Порядок действия при пожаре», «Если в доме пожар», «Огонь – опасно», «помни  пешеход», «Памятка-обращение к детям», «Обращения к юным пешеходам», «Внимание дорога», «Памятка юного пешехода».

·         Выполнено 218 запросов от читателей различного характера.

·         Была оказана помощь учителям при подготовке к аттестации, открытым урокам, классным часам.

·         Проведены библиографические обзоры  - «Забытые книги» для 3-5 классов, «Азбука здоровья», «Азбука безопасности».

  1. Работа по формированию библиотечно – библиографических знаний:

С целью формирования у учащихся навыков независимого пользователя библиотеки, обучения пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации, а также способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия в библиотеке было проведено 8 информационных уроков по темам:

  1. Работа с читателями:

·        Индивидуальная работа.

·         Обслуживание читателей на абонементе.

·         Проведены  рекомендательные беседы с учащимися о книгах.

·         Проведен анализ читательских формуляров с 1 по 9 класс.

·         Индивидуальное информирование детей о новых книгах.

·         Велась работа с должниками.

·         Осуществляли подбор литературы к докладам и рефератам.

·        Массовая работа.

Оформлены следующие выставки:

·         «Литературный портрет» (А.К. Толстов, Б.С. Житков,  Е.А. Пермяк, М. Цветаева, С.Я. Маршак, Мамин-Сибиряк,  Ш Перро, Л.Н. Толстой);

·         «Чудесный мир сказок», Забытые книги», «Вместе с нами к новым знаниям», «Мой край родной», «Духовная безопасность детей», «Книги-юбиляры – 2012», «Зимняя сказка», «Славные страницы Российской истории»,  «Курение вредит вашему здоровью», «Книги эти обо всем на свете», «Быть здоровым модно», «Азбука здоровья», «Дорожная азбука», «Уголок пожарной безопасности», №Сказочный мир Ш. Перро».

Участие в предметных неделях: неделя русского языка и литературы, неделя математики, неделя начальных классов.

Громкие чтения -  сказки «Лягушка-путешественница», «Заичья избушка», Катаев «Кувшин и дудочка», «Красная шапочка».

Конкурс рисунков – «Мои любимые сказки», «Что я прочитал летом», «Что такое Новый год?».

Конкурс чтецов «Зимушка – зима».

Викторины –  «В этом городе я живу», «Дом, который построил Джек», Забавные герои», «В гостях у Э. Успенского», «В гостях у старого сказочника», «Путешествие по книгам Ш. Перро», «С ним знакомы мы с детства», «Васины задачи». 

Дистанционные викторины – «Росток», «В стране мультфильмов», «Мир насекомых», «Разнобой», «В гостях у Буквозная», «Математические ловушки веселого карандаша», «Уроки математики в лесной школе», «Русский играючи».

Классные часы – «Курить – здоровью вредить».

  1. Наглядная форма пропаганды:

Стенды:

·           «День Учителя»,

  1. Работа с педагогическим коллективом:

·         Проведена консультативно-информационная работа с учителями- предметниками, направленная на оптимальный выбор учебников.

·         Доведена информация о новых поступлениях литературы в виде информационных обзоров и информационных бюллетеней.

·         В течение учебного года была оказана необходимая помощь учителям в подготовке уроков, классных часов, а также подборе литературы для педсоветов, совещаний, заседаний.

  1. Работа с активом библиотеки:

·         Провели рейды по проверки сохранности школьных учебников.

·         Помогали по ремонту книг.

·         Для выдачи учебной литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам.

·         Обслуживали читателей на абонементе. Учились  записывать книги в формуляре, помогали в выборе книг учащимся начальных классов.

·         Принимали активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки.

  1. Работа с родителями:

      Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Обеспечение учебниками».

Обслуживание родителей.

  1. Реклама библиотеки:

·        В течение всего учебного года информировала читателей библиотеки о проведении мероприятий.

·        Библиотечные памятки, плакаты, буклеты о работе школьной библиотеки.

·        Приглашение в школьную библиотеку.

·        Закладки

В  конце года был проведен анализ  читательской активности учащихся. По результатам  анализа  можно сделать следующие выводы.

В 2012-2013 учебном году средние показатели читательской активности осталось на том же уровне (69 %). Читателей, пользующихся только учебной литературой на конец года нет. Процентное увеличение активных читателей не уменьшилось во всех ступенях:

 1-4 классы     с 82% до 100%,

 в 5-8 классах с  66% до 78%, 

в 10-11 классах с 60% до 77%.

Проведен анализ читательских формуляров 1-4 классов. Всего проверено – 168 формуляров. Самое большее количество посещений наблюдалось в декабрь, феврале, март. Чаще других посещают библиотеку обучающиеся 2 «А», 2 «Б», 1 «А», 1 «Б», 4 «А», 3 «А», 3 «Б». Среди “самых читаемых книг и авторов” –Маршак, Драгунский, Носов, Сладков, Чаплина, Дефо, Волков.

Так же в конце года среди обучающихся 1 -4 классов проведены конкурсы «На самый читающий класс» и на звание «Лучший читатель года». 

 

Повышение профессионального уровня.

·         Принимаю активное участие во всех заседаниях МО библиотекарей, семинарах.

·         Постоянная просматриваю журналы «Школьная библиотека» и газеты «Библиотека в школе».

·         Совершенствовала и применяла в своей работе традиционные и  новые библиотечные технологии.

Взаимодействие с другими библиотеками.

Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с детской библиотекой. Начальные классы и дети среднего и старшего звеньев  регулярно в течение года посещают  эту библиотеку, участвуют в мероприятиях: диспутах, викторинах, тематических часах.

Выводы.

·        Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.

·        Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.

·        Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.

Предложения.

·        Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.

·        Активизировать читательскую активность старшем звене.

·        Продолжить работу над повышением качества и доступности информации,  качеством обслуживания пользователей.

 

 

 

 

 

 

Зав. школьной библиотеки                                                                 Карпенко Т.М.

МОУ «СОШ №5» г. Валуйки