МОУ «СОШ №5» г. Валуйки Школьная библиотека |
УТВЕРЖДАЮ ______________________ /Махортова И.В./ |
Отчет
«О работе
школьной библиотеки МОУ «СОШ №5» г. Валуйки
за 2012 – 2013 учебный год»
Основные задачи библиотеки.
В течение 2012 /2013 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом разделов общешкольного плана. Согласно плану работы библиотеки МОУ «СОШ №5» г. Валуйки на 2012-2013 учебный год библиотекой решались следующие задачи:
Основными функциями школьной библиотеки, в соответствии с «Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения», являются образовательная, информационная, культурная, аккумулирующая, сервисная, координирующая, социальная, воспитательная.
Краткая справка о библиотеке.
Школьная
библиотека расположена на первом этаже здания МОУ «СОШ №5» по адресу: г. Валуйки
ул. Фурманова д.22. Библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение,
которое включает в себя одну комнату площадью
Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранилище, информационный сектор.
Библиотека оборудована: стеллажи для книг(24 шт.); шкафы (4 шт.); столы для читателей (2 шт.); стулья (14 шт.); компьютеры для читателей (1 шт.); стол библиотекаря (1 шт.); персональный компьютер для рабочего места библиотекаря (1 шт.).
Организует работу библиотеки один работник – заведующая библиотекой Карпенко Татьяна Михайловна, работающая на 1 ставку. Образование высшее, общий стаж – 18 лет, библиотечный стаж – 15 лет, стаж работы в данном учреждении – 3,8 месяцев.
Режим работы библиотеки с 8.30 до 15.30, ежедневно, с одним выходным - воскресенье.
Основные
контрольные показатели за 2012-2013 учебный год.
Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой, периодическими изданиями для педагогических работников и учащихся, методической литературой, учебниками. Функционирует фонд медиатеки, который состоит из набора CD-ROM дисков: образовательные программы, электронные тренажёры, электронные наглядные пособия.
За 2012/2013 учебный год в библиотеку поступило:
· 921 экземпляров учебников
· 1443 экземпляров литературы
· 9 дисков
Анализ пополнения фонда за 3 года
Учебный год |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
Учебный
фонд |
374 |
921 |
842 |
Книжный
фонд |
76 |
1443 |
2 |
Фонд
медиатеки (диски) |
20 |
9 |
29 |
Количественный состав
библиотечного фонда.
Всего – 27279 экз.
Учебный фонд – 12539 экз.
Книжный фонд – 15718 экз.
Фонд медиатеки – 69 экз.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
· книга суммарного учета фонда библиотеки;
· инвентарные книги (8 штук);
· папка «Акты на списание»;
· картотека учета учебников;
· картотека журнальных и газетных статей;
· картотека учёта CD-ROM;
· Систематический и алфавитные каталоги;
· тетрадь учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных;
· папка «Накладные»;
· Дневник библиотеки;
· читательские формуляры.
Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.
Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда закрыта для свободного доступа. Основная часть фонда технически обработана. Продолжается работа по составлению алфавитного и систематического каталогов.
Сделан заказ на новые учебники на 2013-2014 учебный год. В формировании заказа участвовали члены общешкольного родительского комитета, библиотекарь, руководители ШМО и администрация школы.
Обеспеченность учебниками на новый учебный год составляет 90 %.
В целях профилактики сохранности учебников библиотекарем постоянно проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, классных часах; рейды по сохранности учебников.
Количественная характеристика
читателей.
Всего читателей – 510 чел.
Из них:
Обучающихся начальной школы – 201
Обучающиеся средней школы – 203
Обучающиеся старшей школы – 56
Сотрудники школы – 40
Прочие – 10
Читателями библиотеки являются
практически все учащиеся и сотрудники школы.
Сравнительный
анализ читателей школьной библиотеки за
3 года.
Из диаграммы видно, что число читателей
школьной библиотеки с прошлым годом уменьшилось на 2 чел.
Основные показатели работы школьной библиотеки.
· книговыдача – 13647
· обращаемость фонда – 0,8
· средняя читаемость – 24,7
· средняя посещаемость – 22,6
· книгообеспеченность – 30,8
Сравнительный анализ показателей работы школьной
библиотеки за 3 года.
Показатели |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
Всего читателей |
572 |
512 |
510 |
Из них обучающихся |
512 |
452 |
460 |
Количество посещений |
11063 |
11972 |
11522 |
Объем книжного фонда |
14273 |
15542 |
15718 |
Книговыдача |
11099 |
13264 |
12647 |
Обращаемость фонда |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
Средняя читаемость |
19,4 |
23,1 |
24,7 |
Фонд учебников |
10776 |
11697 |
12539 |
Количество массовых мероприятий |
34 |
26 |
27 |
Проведено уроков информационной грамотности |
18 |
24 |
8 |
Средняя посещаемость |
19,3 |
20,9 |
22,6 |
Книгообеспеченность |
24,9 |
30,4 |
30,8 |
Как видно из диаграммы количество посещений и книговыдачи на абонементе и в читательском зале уменьшилось. Это происходит из-за уменьшения количества учащихся, и фонд библиотеки на 70 % устарел.
Краткая
информационная справка о проведенной массовой работе с читателями за 2012-2013
учебный год:
Тематические вечера – 1; обзоры литературы – 5; беседы – 28; громкие чтения – 4; книжные выставки – 22; утренники – 2; викторины – 8; презентация сказки – 2; операция «Живи, учебник» – 4; информационные уроки -8; конкурсы – 5; папки, рекомендательные списки, памятки- 15; обзор литературы -2; анкетирование – 1; выдано справок – 218.
Основные
направления, содержание и формы работы.
Основные направления
работы:
· Формирование фондов библиотеки.
· Работа с читателями (индивидуальная, массовая).
· Справочно-библиографическая работа, работа в читальном зале.
· Информационная и воспитательная работа.
· Реклама и создание нового имиджа библиотеки.
· Работа с документацией.
· Профессиональное развитие заведующей библиотекой.
· Пропаганда чтения и книги среди учащихся.
Содержание и формы
работы:
· Сформирован общешкольный заказ на учебники.
· Проведена диагностика уровня обеспеченности обучающихся учебниками.
· Создан банк данных на учебники, используемые в 2011-2012 учебный год.
· Проведена работа по сохранности учебного фонда:
a. ремонт учебников
b. работа с задолжниками ( беседы)
c. проведено 4 рейда по проверке учебников (Операция «Живи, учебник»)
d. Проведен День книги.
· Списание ветхих и устаревших учебников.
· Проведен учет библиотечного фонда.
· Расстановка фонда по таблице ББК.
·
Прием и обработка вновь поступившей
литературы.
· В течение всего года велась работа по редактированию справочно-библиографического аппарата. Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические папки-накопители.
· Пополнен систематический и алфавитный каталоги новыми карточками.
· Пополнены картотеки - « Книги страны детства», «О родном крае».
· Отредактирована картотека «Учебники и учебные пособия».
· Оформлены папки «Государственные символы России», «Дорожная азбука», «Уголок пожарной безопасности».
· Созданы рекомендательные списки литературы – «Д.Н. Мамин-Сибиряк детям».
· Созданы памятки и буклеты – «Я выбираю здоровье», «Уголок пожарной безопасности», «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности», «Правила пожарной безопасности», «Пожар в лесу», «пожарная безопасность», «Действия при пожаре», «Детям о правилах пожарной безопасности», Порядок действия при пожаре», «Если в доме пожар», «Огонь – опасно», «помни пешеход», «Памятка-обращение к детям», «Обращения к юным пешеходам», «Внимание дорога», «Памятка юного пешехода».
· Выполнено 218 запросов от читателей различного характера.
· Была оказана помощь учителям при подготовке к аттестации, открытым урокам, классным часам.
· Проведены библиографические обзоры - «Забытые книги» для 3-5 классов, «Азбука здоровья», «Азбука безопасности».
С целью формирования у учащихся навыков независимого пользователя библиотеки, обучения пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации, а также способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия в библиотеке было проведено 8 информационных уроков по темам:
· Индивидуальная работа.
· Обслуживание читателей на абонементе.
· Проведены рекомендательные беседы с учащимися о книгах.
· Проведен анализ читательских формуляров с 1 по 9 класс.
· Индивидуальное информирование детей о новых книгах.
· Велась работа с должниками.
· Осуществляли подбор литературы к докладам и рефератам.
· Массовая работа.
Оформлены следующие выставки:
· «Литературный портрет» (А.К. Толстов, Б.С. Житков, Е.А. Пермяк, М. Цветаева, С.Я. Маршак, Мамин-Сибиряк, Ш Перро, Л.Н. Толстой);
· «Чудесный мир сказок», Забытые книги», «Вместе с нами к новым знаниям», «Мой край родной», «Духовная безопасность детей», «Книги-юбиляры – 2012», «Зимняя сказка», «Славные страницы Российской истории», «Курение вредит вашему здоровью», «Книги эти обо всем на свете», «Быть здоровым модно», «Азбука здоровья», «Дорожная азбука», «Уголок пожарной безопасности», №Сказочный мир Ш. Перро».
Участие в предметных неделях: неделя русского языка и литературы, неделя математики, неделя начальных классов.
Громкие чтения - сказки «Лягушка-путешественница», «Заичья избушка», Катаев «Кувшин и дудочка», «Красная шапочка».
Конкурс рисунков – «Мои любимые сказки», «Что я прочитал летом», «Что такое Новый год?».
Конкурс чтецов «Зимушка – зима».
Викторины – «В этом городе я живу», «Дом, который построил Джек», Забавные герои», «В гостях у Э. Успенского», «В гостях у старого сказочника», «Путешествие по книгам Ш. Перро», «С ним знакомы мы с детства», «Васины задачи».
Дистанционные викторины – «Росток», «В стране мультфильмов», «Мир насекомых», «Разнобой», «В гостях у Буквозная», «Математические ловушки веселого карандаша», «Уроки математики в лесной школе», «Русский играючи».
Классные часы – «Курить – здоровью вредить».
Стенды:
· «День Учителя»,
· Проведена консультативно-информационная работа с учителями- предметниками, направленная на оптимальный выбор учебников.
· Доведена информация о новых поступлениях литературы в виде информационных обзоров и информационных бюллетеней.
· В течение учебного года была оказана необходимая помощь учителям в подготовке уроков, классных часов, а также подборе литературы для педсоветов, совещаний, заседаний.
·
Провели рейды по
проверки сохранности школьных учебников.
·
Помогали по ремонту
книг.
·
Для выдачи учебной
литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам.
·
Обслуживали читателей
на абонементе. Учились записывать книги в
формуляре, помогали в выборе книг учащимся начальных классов.
· Принимали активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки.
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Обеспечение учебниками».
Обслуживание родителей.
· В течение всего учебного года информировала читателей библиотеки о проведении мероприятий.
· Библиотечные памятки, плакаты, буклеты о работе школьной библиотеки.
· Приглашение в школьную библиотеку.
· Закладки
В конце года был проведен анализ читательской активности учащихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы.
В 2012-2013 учебном году средние показатели читательской активности осталось на том же уровне (69 %). Читателей, пользующихся только учебной литературой на конец года нет. Процентное увеличение активных читателей не уменьшилось во всех ступенях:
1-4 классы с 82% до 100%,
в 5-8 классах с 66% до 78%,
в 10-11 классах с 60% до 77%.
Проведен анализ читательских формуляров 1-4 классов. Всего проверено – 168 формуляров. Самое большее количество посещений наблюдалось в декабрь, феврале, март. Чаще других посещают библиотеку обучающиеся 2 «А», 2 «Б», 1 «А», 1 «Б», 4 «А», 3 «А», 3 «Б». Среди “самых читаемых книг и авторов” –Маршак, Драгунский, Носов, Сладков, Чаплина, Дефо, Волков.
Так же в конце года среди обучающихся 1 -4 классов проведены конкурсы «На самый читающий класс» и на звание «Лучший читатель года».
Повышение профессионального уровня.
· Принимаю активное участие во всех заседаниях МО библиотекарей, семинарах.
· Постоянная просматриваю журналы «Школьная библиотека» и газеты «Библиотека в школе».
· Совершенствовала и применяла в своей работе традиционные и новые библиотечные технологии.
Взаимодействие с
другими библиотеками.
Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека
тесно сотрудничает с детской библиотекой. Начальные классы и дети среднего и
старшего звеньев регулярно в течение
года посещают эту библиотеку, участвуют
в мероприятиях: диспутах, викторинах, тематических часах.
Выводы.
· Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.
· Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
· Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.
Предложения.
· Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.
· Активизировать читательскую активность старшем звене.
· Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
Зав. школьной библиотеки Карпенко
Т.М.
МОУ «СОШ №5» г. Валуйки