Отчет
«О работе
школьной библиотеки МОУ «СОШ №5» г. Валуйки
за 2010 – 2011 учебный год»
Основные задачи
библиотеки.
В течение 2010 /2011 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом разделов общешкольного плана. Основными задачами деятельности библиотеки МОУ «СОШ № 5» г. Валуйки в 2010/2011 учебном году были:
Для
реализации этих задач библиотека комплектует универсальный фонд учебными,
художественными, справочными, методическими документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу
с читателями.
Краткая справка о
библиотеке.
Школьная библиотека расположена
на первом этаже здания МОУ «СОШ №5» по адресу: г. Валуйки ул. Фурманова д.22.
Библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение, которое включает в
себя одну комнату площадью
Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранилище, информационный сектор.
Библиотека оборудована: стеллажи для книг(24 шт.); шкафы (4 шт.); столы для читателей (2 шт.); стулья (14 шт.); компьютеры для читателей (1 шт.); стол библиотекаря (1 шт.); персональный компьютер для рабочего места библиотекаря (1 шт.).
Организует работу библиотеки один работник – заведующая библиотекой Карпенко Татьяна Михайловна, работающая на 1 ставку. Образование высшее, общий стаж – 16 лет, библиотечный стаж – 14 лет, стаж работы в данном учреждении – 1,8 месяцев.
Режим работы библиотеки с 8.00 до 15.00, ежедневно, с одним выходным - воскресенье.
Основные контрольные показатели за 2010-2011 учебный
год.
Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой, периодическими изданиями для педагогических работников и учащихся, методической литературой, учебниками. Создан фонд медиатеки, который состоит из набора CD-ROM дисков: образовательные программы, электронные тренажёры, электронные наглядные пособия.
За 2010/2011 учебный год в библиотеку поступило:
· 135 экземпляров учебников
· 42 экземпляров литературы
· 20 дисков
Анализ пополнения фонда за 3 года
Учебный год |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Учебный
фонд |
1226 |
1052 |
135 |
Книжный
фонд |
14 |
16 |
42 |
Фонд
медиатеки (диски) |
9 |
11 |
20 |
Количественный состав
библиотечного фонда
Всего – 25089 экз.
Учебный фонд – 10776 экз.
Книжный фонд – 14273экз.
Фонд медиатеки – 40 экз.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
· книга суммарного учета фонда библиотеки;
· инвентарные книги (8 штук);
· папка «Акты на списание»;
· картотека учета учебников;
· картотека журнальных и газетных статей;
· картотека учёта CD-ROM;
· Систематический и алфавитные каталоги;
· тетрадь учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных;
· папка «Накладные»;
· Дневник библиотеки;
· читательские формуляры.
Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.
Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда закрыта для свободного доступа. Основная часть фонда технически обработана. Продолжается работа по составлению алфавитного и систематического каталогов.
Сделан заказ на новые учебники на 2011-2012 учебный год. В формировании заказа участвовали члены общешкольного родительского комитета, библиотекарь, руководители ШМО и администрация школы.
Обеспеченность учебниками на новый учебный год составляет 90 %.
В целях профилактики сохранности учебников библиотекарем постоянно проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, классных часах; рейды по сохранности учебников.
Количественная характеристика
читателей
Всего читателей – 572 чел.
Из них:
Учащихся начальной школы – 158
Учащиеся средней школы – 275
Учащиеся старшей школы – 78
Сотрудники школы – 40
Прочие - 20
Читателями библиотеки являются практически все учащиеся и сотрудники школы.
· число посещений – 11063
· книговыдача – 11099
· обращаемость фонда – 0,8
· средняя читаемость – 19,4
· средняя посещаемость – 19,3
Сравнительный анализ показателей работы школьной
библиотеки
за 3 года.
Показатели |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Всего читателей |
538 |
540 |
572 |
Из них учащихся |
478 |
476 |
512 |
Количество посещений |
7248 |
7715 |
11063 |
Объем книжного фонда |
14215 |
14231 |
14273 |
Книговыдача |
10084 |
10701 |
11099 |
Обращаемость фонда |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
Средняя читаемость |
18,7 |
19,8 |
19,4 |
Фонд учебников |
9589 |
10641 |
10776 |
Выдано учебников |
5924 |
5841 |
6989 |
Количество массовых мероприятий |
30 |
30 |
34 |
Проведено уроков информационной грамотности |
12 |
12 |
18 |
Средняя посещаемость |
13,4 |
14,2 |
19,3 |
Книгообеспеченность |
26,4 |
26,3 |
24,9 |
Краткая информационная справка о проведенной массовой работе
с читателями за 2010-2011 учебный год:
Тематические вечера – 1; обзоры литературы – 5; беседы – 10; громкие чтения – 4; книжные выставки – 28; утренники – 1; викторины – 10; презентация сказки – 12; операция «Живи, учебник» – 2; библиотечные стенды – 5; выставки рисунков – 3; число занятий кружка «Читайка» – 30; папки, рекомендательные списки, памятки- 17; информационные бюллетени – 2; выступление на педсоветах – 2; выступление на родительском собрании – 3; выдано справок – 125.
Основные направления, содержание и формы работы.
Основные направления
работы:
· Формирование фондов библиотеки.
· Работа с читателями (индивидуальная, массовая).
· Справочно-библиографическая работа, работа в читальном зале .
· Информационная и воспитательная работа.
· Реклама и создание нового имиджа библиотеки.
· Работа с документацией.
· Профессиональное развитие заведующей библиотекой.
· Пропаганда чтения и книги среди учащихся.
Содержание и формы
работы:
1. Работа с фондом |
o ремонт учебников o работа с задолжниками o проведено 2 рейда по проверке учебников (Операция «Живи, учебник») o Проведен День книги. · Списание ветхих и устаревших учебников. · Проведен учет библиотечного фонда. · Расстановка фонда по таблице ББК. · Прием и обработка вновь поступившей литературы. |
|
2. Справочно-библиографическая работа |
|
|
3. Работа по формированию библиотечно – библиографических знаний |
С целью формирования у учащихся навыков независимого пользователя библиотеки, обучения пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации, а также способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия в библиотеке было проведено 18 информационных уроков по темам:
|
|
4. Работа кружка «Читайка» |
На базе библиотеки был организован кружок «Читайка» для учащихся 1 классов. Было проведено занятий кружка по темам: · «Путешествие в страну Читалию», · «Будь здорова книжка», · «В мире русских народных сказок», · «Делу время – потехе час», · «Мир вокруг нас» и др. |
|
5. Работа с читателями: · Индивидуальная работа |
· Обслуживание читателей на абонементе. · Проведены рекомендательные беседы с учащимися о книгах. · Проведен анализ читательских формуляров с 1 по 9 класс. · Индивидуальное информирование детей о новых книгах · Составлены планы чтения для детей 1-4 классов (4 шт.) · Осуществляли подбор литературы к докладам и рефератам. |
|
· Массовая работа |
Оформлены следующие выставки: · «Литературный портрет» (С. Есенин, А.А. Лиханов, А.И. Куприн, И.С. Лесков, А. Белый, Фет, К. Симонов, И.А. Добролюбов, Л.Н.Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Р. Киплинг), · «4 ноября День Народного Единства», · «День учителя», · «Первопроходец Вселенной», · «Забытые книги», · «Чудесный мир сказок», · «Вместе с нами к новым знаниям», · «Книги-юбиляры», · «Российский пенсионный фонд», · Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества», · «Что такое Новый год?», · «За чистоту родного языка», · «19 января – день освобождения Валуек», · «Азбука психологии», · «Православная книга – символ культуры», · «Сказочная азбука», · «К нам новая книга пришла», · «Помнит сердце, не забудет никогда…», · «Мой любимый К. Чуковский». Участие в предметных неделях: · Неделя русского языка и литературы – Конкурс чтецов 5-6 кл., · Неделя математики – Обзор книг «С математикой в путь» 7-8 кл. · Беседы -«День Народного Единства: Страницы истории» – 8-11 кл., Курить – здоровью вредить» 9кл., «Сохранность учебников»1-11 кл. · Громкие чтения - сказки «Лягушка-путешественница» 2 кл., «Заичья избушка» 1 кл., Катаев «Кувшин и дудочка» 3 кл., «Русские народные сказки». · Конкурс рисунков – Моя любимая мама», «Космос и я», «Пушкин глазами детей». Викторины – «Чудесный мир сказок», «Сказка в двери к нам стучится», «Сказочный мир Г.Х. Андерсена», «Где живут герои книг?», «Большие тайны и маленькие отгадки», «Наши любимые сказки», «Поиграем». Интеллектуальные игры – «Алфавит загадок», «Самый читающий», «Что? Где? Когда?», «Мульти-пульти», «Умники и умницы», «Дальние дали», «Брей-ринг», «Конкурс знатоков», «Вопрос на засыпку», «Самый умный», «Крестики-нолики», «Космический бой». Обзоры – «Забытые книги», «Сказочная азбука», «Новинки с книжной полки», «Юные герои Великой Отечественной войны». Классные часы – «Курить –
здоровью вредить», Классный час «Хлеб – всему
голова», «Этих дней не смолкнет слава». Утренник «Праздник книги». Неделя Детской книги - утренник «Здравствуй, Книжкина Неделя», праздник «Прощание с Азбукой», выставка- викторина «Сказка к нам стучится в дверь», игра «Умницы и умники», внеклассное мероприятие «В гости к книгам». |
|
6. Наглядная форма пропаганды |
Стенды: · «С праздником, наши мамы!» (Неделя Матери), · «День Учителя»,
Альбомы - «Я и мои друзья книги» |
|
7. Работа с педагогическим коллективом |
· Проведена консультативно-информационная работа с учителями- предметниками, направленная на оптимальный выбор учебников. · Доведена информация о новых поступлениях литературы в виде информационных обзоров и информационных бюллетеней. · В течение учебного года была оказана необходимая помощь учителям в подготовке уроков, классных часов, а также подборе литературы для педсоветов, совещаний, заседаний. |
|
8. Работа с активом |
·
Провели рейды по
проверки сохранности школьных учебников. ·
Помогали по ремонту
книг. ·
Для выдачи учебной
литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам. ·
Обслуживали читателей на абонементе.
Учились записывать книги в формуляре,
помогали в выборе книг учащимся начальных классов. ·
Принимали активное
участие во многих мероприятиях школьной библиотеки. |
|
9. Работа с родителями |
· Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Обеспечение учебниками». · Обслуживание родителей. · Предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми. |
|
10. Реклама библиотеки |
· В течение всего учебного года информировала читателей библиотеки о проведении мероприятий. · Библиотечные памятки, плакаты, буклеты о работе школьной библиотеки. · Приглашение в школьную библиотеку. · Закладки. |
|
Повышение профессионального уровня.
· Принимаю активное участие во всех заседаниях МО библиотекарей, семинарах.
· Постоянная просматриваю журналы «Школьная библиотека» и газеты «Библиотека в школе».
· На базе школы прошел районный семинар школьных библиотекарей по теме «Применение информационных технологий в работе школьной библиотеки» (7 апреля 2011 года).
· Совершенствовала и применяла в своей работе традиционные и новые библиотечные технологии.
Взаимодействие с
другими библиотеками.
Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека
тесно сотрудничает с детской библиотекой. Начальные классы и дети среднего и
старшего звеньев регулярно в течение
года посещают эту библиотеку, участвуют
в мероприятиях: диспутах, викторинах, тематических часах.
Выводы.
· Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.
· Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
· Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.
· В учебном году увеличилось количество читателей, книговыдача, посещаемость библиотеки.
· Значительно больше проведено бесед, конкурсов, викторин и других массовых мероприятий.
Предложения.
· Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.
· Активизировать читательскую активность в младшем и среднем звене.
· Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
· Основной задачей на будущий год оставить – привлечение детей к чтению через индивидуальную и массовую работу.
· Стремиться к 100% охвату чтением всех учащихся школы.
· Продолжить работу с электронным каталогом и картотеками для педагогов.
Зав. школьной библиотеки Карпенко
Т.М.
МОУ «СОШ №5» г. Валуйки