Отчет

 «О работе школьной библиотеки МОУ «СОШ №5» г. Валуйки

за 2010 – 2011 учебный год»

 

Основные задачи библиотеки.

В течение 2010 /2011 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом  разделов общешкольного плана. Основными задачами деятельности библиотеки МОУ «СОШ № 5» г. Валуйки в 2010/2011 учебном году были:

Для реализации этих задач библиотека комплектует универсальный фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.  

Краткая справка о библиотеке.

Школьная библиотека расположена на первом этаже здания МОУ «СОШ №5» по адресу: г. Валуйки ул. Фурманова д.22. Библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение, которое включает в себя одну комнату площадью 46,7 м2.

Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранилище, информационный сектор.

Библиотека оборудована: стеллажи для книг(24 шт.); шкафы (4 шт.); столы для читателей (2 шт.); стулья (14 шт.); компьютеры для читателей (1 шт.); стол библиотекаря (1 шт.); персональный компьютер для рабочего места библиотекаря (1 шт.).

Организует работу библиотеки один работник – заведующая библиотекой Карпенко Татьяна Михайловна, работающая на 1 ставку.  Образование высшее, общий стаж – 16 лет, библиотечный стаж – 14 лет, стаж  работы в данном учреждении – 1,8 месяцев.

Режим работы библиотеки с 8.00 до 15.00, ежедневно, с одним выходным - воскресенье.

 

Основные контрольные показатели за 2010-2011 учебный год.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой, периодическими изданиями для педагогических работников и учащихся, методической литературой, учебниками. Создан фонд медиатеки, который состоит из набора CD-ROM дисков: образовательные программы, электронные тренажёры, электронные наглядные пособия.

  За 2010/2011 учебный год в библиотеку поступило:

·         135 экземпляров учебников

·         42 экземпляров литературы

·         20 дисков

 

Анализ пополнения фонда за 3 года

Учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Учебный фонд

1226

1052

135

Книжный фонд

14

16

42

Фонд медиатеки (диски)

9

11

20

Количественный состав библиотечного фонда
Всего – 25089 экз.
Учебный фонд – 10776 экз.
Книжный фонд –  14273экз.

Фонд медиатеки – 40 экз.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

·         книга суммарного учета фонда библиотеки;

·         инвентарные книги (8 штук);

·         папка «Акты на списание»;

·         картотека учета учебников;

·         картотека журнальных и газетных статей;

·         картотека учёта CD-ROM;

·         Систематический и алфавитные каталоги;

·         тетрадь учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных;

·         папка «Накладные»;

·         Дневник библиотеки;

·         читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда закрыта для свободного доступа. Основная часть фонда технически обработана. Продолжается работа по составлению алфавитного и систематического каталогов.

Сделан заказ на новые учебники на 2011-2012 учебный год. В формировании заказа участвовали члены общешкольного родительского комитета, библиотекарь, руководители ШМО и администрация школы.

Обеспеченность учебниками на новый учебный год составляет  90 %.

В целях профилактики сохранности учебников библиотекарем постоянно  проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, классных часах; рейды по сохранности учебников.

Количественная характеристика читателей
Всего читателей –  572 чел.
Из них:
Учащихся начальной школы – 158
Учащиеся средней школы – 275
Учащиеся старшей школы – 78
Сотрудники школы – 40

Прочие - 20
Читателями библиотеки являются практически все учащиеся и сотрудники школы.


 

·         число посещений – 11063

·         книговыдача – 11099

·         обращаемость фонда – 0,8

·         средняя читаемость – 19,4

·         средняя посещаемость – 19,3

 

Сравнительный анализ показателей работы школьной библиотеки

за  3 года.

 

 

Показатели

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Всего читателей

538

540

572

Из них учащихся

478

476

512

Количество посещений

7248

7715

11063

Объем  книжного фонда

14215

14231

14273

Книговыдача

10084

10701

11099

Обращаемость фонда

0,7

0,8

0,8

Средняя читаемость

18,7

19,8

19,4

Фонд учебников

9589

10641

10776

Выдано учебников

5924

5841

6989

Количество массовых мероприятий

30

30

34

Проведено уроков информационной грамотности

12

12

18

Средняя посещаемость

13,4

14,2

19,3

Книгообеспеченность

26,4

26,3

24,9

 

 

 

 

 

 

 

Краткая информационная справка о проведенной массовой работе с читателями за 2010-2011 учебный год:

Тематические вечера – 1; обзоры литературы – 5; беседы – 10; громкие чтения – 4; книжные выставки – 28; утренники – 1;  викторины – 10; презентация сказки – 12; операция «Живи, учебник» – 2; библиотечные стенды – 5; выставки рисунков – 3;  число занятий кружка «Читайка» – 30; папки, рекомендательные списки, памятки- 17; информационные бюллетени – 2; выступление на педсоветах – 2; выступление на родительском собрании – 3; выдано справок – 125.

 

Основные направления, содержание и формы работы.

Основные направления работы:

·        Формирование фондов библиотеки.

·        Работа с читателями (индивидуальная, массовая).

·        Справочно-библиографическая работа, работа в читальном зале .

·        Информационная и воспитательная работа.

·        Реклама и создание нового имиджа библиотеки.

·        Работа с документацией.

·        Профессиональное развитие заведующей библиотекой.

·        Пропаганда чтения и книги среди учащихся.

 

 

 

 

 

Содержание и формы работы:

 

1. Работа с фондом

  • Сформирован общешкольный заказ на учебники.
  • Проведена диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками.
  • Создан банк данных на учебники, используемые в 2010-2011 учебный год.
  • Проведена работа по сохранности учебного фонда:

o        ремонт учебников

o        работа с задолжниками

o        проведено 2 рейда по проверке учебников (Операция «Живи, учебник»)

o        Проведен День книги.

·         Списание ветхих и устаревших учебников.

·         Проведен учет библиотечного фонда.

·         Расстановка фонда по таблице ББК.

·         Прием и обработка вновь поступившей литературы.

2. Справочно-библиографическая работа

  • Пополнен систематический и алфавитный каталоги новыми карточками.
  • Пополнены картотеки - « Книги страны дества», «О родном крае».
  • Отредактирована картотека «Учебники и учебные пособия».
  • Оформлены  папки «Профилактика  сквернословия», «Сергей Александрович Есенин», «Ватутин Николай Федорович», «Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи и общества» «Хроника Валуйского края», «19 января – день освобождения Валуек от немецко-фашистских оккупантов».
  • Оформлен альбом «Я и мои друзья книги».
  • Созданы рекомендательные списки литературы – «Г.Х. Андерсен и его сказки», «Что почитать?», «Первопроходцы Вселенной», «Человек и Вселенная», Отечественная война 1812 года: путеводитель по книгам»,
  • Созданы памятки – «Скоро в школу», «Правила пожарной безопасности»,  «внимание» Дети на дорогах», «как это было: 12 апреля 1961 года», «знай правила дорожного движения»,
  • Выполнено 125 запросов от читателей различного характера.
  • Была оказана помощь учителям при подготовке к аттестации, открытым урокам, классным часам.
  • Проведены библиографические обзоры  - «Забытые книги» для 3-5 классов, «Эти книги знают все» для 4-6 классов, «Юным героям посвящается…» для 5-7 классов.

3. Работа по формированию библиотечно – библиографических знаний

      С целью формирования у учащихся навыков независимого пользователя библиотеки, обучения пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации, а также способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия в библиотеке было проведено 18 информационных уроков по темам:

  • «Знакомство с библиотекой»,
  • «Правила обращения с книгой»,
  • «Книга – великое чудо»,
  • «Структура книги»,
  • «Выбор книг в библиотеке»,
  • «Создаем библиотеку»,
  • «Твои первые энциклопедии»,
  • «Работа с книгой»,
  • «Периодические издания».

4. Работа кружка «Читайка»

На базе библиотеки был организован кружок «Читайка» для учащихся 1 классов.

Было проведено  занятий кружка по темам:

·        «Путешествие в страну Читалию»,

·        «Будь здорова книжка»,

·        «В мире русских народных сказок»,

·        «Делу время – потехе час»,

·        «Мир вокруг нас» и др.

5. Работа с читателями:

·        Индивидуальная работа

 

·        Обслуживание читателей на абонементе.

·        Проведены  рекомендательные беседы с учащимися о книгах.

·        Проведен анализ читательских формуляров с 1 по 9 класс.

·        Индивидуальное информирование детей о новых книгах

·        Составлены планы чтения для детей 1-4 классов (4 шт.)

·        Осуществляли подбор литературы к докладам и рефератам.

·        Массовая работа

Оформлены следующие выставки:

·        «Литературный портрет» (С. Есенин, А.А. Лиханов, А.И. Куприн, И.С. Лесков, А. Белый, Фет, К. Симонов, И.А. Добролюбов, Л.Н.Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Р. Киплинг),

·        «4 ноября День Народного Единства»,

·        «День учителя»,

·        «Первопроходец Вселенной»,

·        «Забытые книги»,

·        «Чудесный мир сказок»,

·        «Вместе с нами к новым знаниям»,

·        «Книги-юбиляры»,

·        «Российский пенсионный фонд»,

·        Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества»,

·        «Что такое Новый год?»,

·        «За чистоту родного языка»,

·         «19 января – день освобождения Валуек»,

·        «Азбука психологии»,

·        «Православная книга – символ культуры»,

·        «Сказочная азбука»,

·        «К нам новая книга пришла»,

·        «Помнит сердце, не забудет никогда…»,

·        «Мой любимый К. Чуковский».

Участие в предметных неделях:

·        Неделя русского языка и литературы – Конкурс чтецов 5-6 кл.,

·        Неделя математики – Обзор книг «С математикой в путь» 7-8 кл.

·                     Беседы -«День Народного Единства: Страницы истории» – 8-11 кл., Курить – здоровью вредить» 9кл., «Сохранность учебников»1-11 кл.

·                     Громкие чтения -  сказки «Лягушка-путешественница» 2 кл., «Заичья избушка» 1 кл., Катаев «Кувшин и дудочка» 3 кл., «Русские народные сказки».

·                     Конкурс рисунков – Моя любимая мама», «Космос и я», «Пушкин глазами детей».

Викторины – «Чудесный мир сказок», «Сказка в двери к нам стучится», «Сказочный мир Г.Х. Андерсена», «Где живут герои книг?», «Большие тайны и маленькие отгадки», «Наши любимые сказки», «Поиграем».

Интеллектуальные игры – «Алфавит загадок», «Самый читающий», «Что? Где? Когда?», «Мульти-пульти», «Умники и умницы», «Дальние дали», «Брей-ринг», «Конкурс знатоков», «Вопрос на засыпку», «Самый умный», «Крестики-нолики», «Космический бой».

Обзоры – «Забытые книги», «Сказочная азбука», «Новинки с книжной полки», «Юные герои Великой Отечественной войны».

Классные часы – «Курить – здоровью вредить», Классный час «Хлеб – всему голова», «Этих дней не смолкнет слава».

Утренник «Праздник книги».

Неделя Детской книги -  утренник «Здравствуй, Книжкина Неделя», праздник «Прощание с Азбукой», выставка- викторина «Сказка к нам стучится в дверь», игра «Умницы и умники», внеклассное мероприятие «В гости к книгам».

 

6. Наглядная форма пропаганды

 

Стенды:

·          «С праздником, наши мамы!» (Неделя Матери),

·          «День Учителя»,

  • «Уголок читателя»,
  • «День космонавтики»,
  • «Библиотечный каталог».

Альбомы - «Я и мои друзья книги»

7. Работа с педагогическим коллективом

·         Проведена консультативно-информационная работа с учителями- предметниками, направленная на оптимальный выбор учебников.

·         Доведена информация о новых поступлениях литературы в виде информационных обзоров и информационных бюллетеней.

·         В течение учебного года была оказана необходимая помощь учителям в подготовке уроков, классных часов, а также подборе литературы для педсоветов, совещаний, заседаний.

8. Работа с активом

·         Провели рейды по проверки сохранности школьных учебников.

·         Помогали по ремонту книг.

·         Для выдачи учебной литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам.

·          Обслуживали читателей на абонементе. Учились  записывать книги в формуляре, помогали в выборе книг учащимся начальных классов.

·         Принимали активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки.

9. Работа с родителями

·         Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Обеспечение учебниками».

·         Обслуживание родителей.

·         Предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми.

10. Реклама библиотеки

·         В течение всего учебного года информировала читателей библиотеки о проведении мероприятий.

·         Библиотечные памятки, плакаты, буклеты о работе школьной библиотеки.

·         Приглашение в школьную библиотеку.

·         Закладки.

Повышение профессионального уровня.

·         Принимаю активное участие во всех заседаниях МО библиотекарей, семинарах.

·         Постоянная просматриваю журналы «Школьная библиотека» и газеты «Библиотека в школе».

·         На базе школы прошел районный семинар школьных библиотекарей по теме «Применение информационных технологий в работе школьной библиотеки» (7 апреля 2011 года).

·         Совершенствовала и применяла в своей работе традиционные и  новые библиотечные технологии.

Взаимодействие с другими библиотеками.

Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с детской библиотекой. Начальные классы и дети среднего и старшего звеньев  регулярно в течение года посещают  эту библиотеку, участвуют в мероприятиях: диспутах, викторинах, тематических часах.

Выводы.

·        Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.

·        Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.

·        Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.

·        В учебном году увеличилось количество читателей, книговыдача, посещаемость библиотеки.

·        Значительно больше проведено бесед, конкурсов, викторин и других массовых мероприятий.

Предложения.

·        Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.

·        Активизировать читательскую активность в младшем и среднем звене.

·        Продолжить работу над повышением качества и доступности информации,  качеством обслуживания пользователей.

·        Основной задачей на будущий год оставить – привлечение детей к чтению через индивидуальную и массовую работу.

·        Стремиться к 100% охвату чтением всех учащихся школы.

·        Продолжить работу с электронным каталогом и картотеками для педагогов.

 

 

 

Зав. школьной библиотеки                                                                  Карпенко Т.М.

МОУ «СОШ №5» г. Валуйки