ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ:
ВЫПОЛНЕНИЕ НАШИХ ОБЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Текст, принятый Всемирным форумом по образованию
(Дакар, Сенегал, 26–28 апреля
1. Мы, участники Всемирного
форума по образованию, собравшиеся в Дакаре, Сенегал, в апреле
2. Дакарские
рамки действий представляют собой общее обязательство его участников
действовать. На правительствах лежит обязанность обеспечить достижение целей и
решение задач ОДВ и последующее поддержание достигнутого уровня. Осуществлять
это наиболее эффективным образом следует на основе широкого партнерства внутри
стран в сотрудничестве с региональными и международными органами и
учреждениями.
3. Мы
вновь подтверждаем концепцию Всемирной декларации об образовании для всех (Джомтьен,
4. Мы
приветствуем обязательства, принятые международным сообществом в отношении
базового образования в 1990_х годах, в частности, на Всемирной встрече на
высшем уровне в интересах детей (
5. Оценка ОДВ_2000
свидетельствует о том, что во многих странах достигнут значительный прогресс.
Однако для
национальном и международном уровнях, и будет усиливаться
неравенство между странами и внутри обществ.
6. Образование представляет
собой одно из основных прав человека. Оно является ключом к устойчивому развитию,
миру и стабильности внутри стран и в отношениях между ними и в силу этого
служит необходимым средством для эффективного участия в жизни обществ и в
экономике XXI века, которые затронуты ускоренной глобализацией. Достижение
целей ОДВ больше нельзя откладывать. Базовые образовательные потребности всех
могут и должны быть безотлагательно удовлетворены.
7. Мы заявляем настоящим о
нашей общей приверженности достижению следующих целей:
8. Для достижения этих
целей мы — правительства, организации, учреждения, группы и ассоциации, представленные
на Всемирном форуме по образованию, — обязуемся:
9. На
основе выводов национальных и региональных оценок ОДВ и существующих секторальных
стратегий на национальном уровне всем государствам будет предложено разработать
или укрепить существующие национальные планы действий не позднее
В этих планах следует
предусмотреть пути решения, по возможности, в более ранние сроки и не позднее
10. Необходимы
политическая воля и усиление национального руководства для эффективного и успешного
осуществления национальных планов в каждой из соответствующих стран.
Однако политическая воля должна подкрепляться средствами. Международное
сообщество признает, что в настоящее время многие страны испытывают нехватку
средств для обеспечения образования для всех в приемлемые
Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек сроки. Поэтому
двусторонние и многосторонние финансирующие учреждения, включая Всемирный банк
и региональные банки развития, а также частный сектор,
должны привлечь новые
финансовые средства, предпочтительно в форме грантов и оказания помощи на льготной
основе. Мы утверждаем, что ни одна страна, глубоко преданная идее обеспечения
образования для всех, из-за отсутствия средств не должна быть отброшена назад в
своем стремлении достичь эту цель.
11. В ответ на это общее
обязательство международное сообщество незамедлительно откликнется глобальной
инициативой, направленной на разработку стратегий и мобилизацию средств,
необходимых для оказания эффективной поддержки национальным усилиям. В рамках
этой инициативы будут рассмотрены следующие варианты:
12. Во многих странах уже
имеются наглядные примеры того, чего можно достичь с помощью сильных национальных
стратегий, подкрепленных эффективным сотрудничеством в целях развития. Прогресс,
достигнутый в ходе осуществления этих стратегий, можно и необходимо ускорить за
счет усиления международной поддержки. В то же время странам с менее
разработанными стратегиями, включая страны переходного периода, страны,
пострадавшие от конфликтов, и страны, пережившие кризис, необходимо оказывать
поддержку, в которой они нуждаются, с целью
их более быстрого продвижения в направлении обеспечения образования для всех.
13. Мы будет укреплять подотчетные
международные и региональные механизмы с тем, чтобы обеспечить четкое понимание
этих обязательств и чтобы Дакарские рамки действий
стали составной частью повестки дня каждой международной и региональной
организации, каждого национального законодательного органа и каждого местного
форума, ответственного за принятие решений.
14. В оценке ОДВ-2000
подчеркивается, что проблема обеспечения образования для всех наиболее остро
стоит в странах Африки к югу от Сахары, в Южной Азии и в наименее развитых странах.
Поэтому, хотя нельзя отказывать в международной помощи ни одной нуждающейся
стране, эти регионы и страны должны быть приоритетными. Странам, находящимся в
состоянии конфликта или занимающимся восстановлением, также следует уделять
особое внимание при формировании их систем образования с тем, чтобы они
отвечали потребностям всех обучающихся.
15. Для реализации
изложенных выше целей и стратегий потребуются национальные, региональные и международные
механизмы, к созданию которых необходимо приступить незамедлительно. Для обеспечения
максимальной эффективности этих механизмов, они будут создаваться на основе широкого
участия, и там, где это возможно, будет использоваться
уже имеющийся опыт. В их состав войдут представители всех сторон и партнеров, и
их деятельность будет транспарентной и подотчетной.
Они будут действовать полностью в соответствии с буквой и духом Джомтьенской декларации и Дакарских
рамок действий. Эти механизмы будут выполнять в разной степени такие функции,
как пропаганда целей, мобилизация
средств, мониторинг,
генерирование знаний об ОДВ и обмен ими.
16. Основная работа по ОДВ
осуществляется на страновом уровне. Будут укреплены
или созданы национальные форумы по ОДВ с целью его поддержки. На этих форумах
будут систематически представлены все соответствующие министерства и национальные
организации гражданского общества. Они должны быть транспарентными
и демократическими и должны стать основой для осуществления деятельности на субнациональных уровнях. Страны подготовят не позднее
Каждый национальный план по
ОДВ:
17. Там, где будут происходить эти процессы и где будет существовать
пользующийся доверием план, участники международного сообщества, являющиеся
партнерами, берут на себя обязательство работать согласованным, скоординированным
и логически последовательным образом. Каждый партнер с учетом своего относительного
преимущества будет вносить вклад в осуществление национальных планов по ОДВ с
целью устранения отмечающейся нехватки ресурсов.
18. Региональная
деятельность по оказанию поддержки национальным усилиям будет осуществляться на
основе действующих региональных и субрегиональных организаций, сетей и
инициатив, которые в случае необходимости получат дальнейшее развитие. Регионы
и субрегионы примут решение в отношении головной сети
ОДВ, которая станет региональным или субрегиональным форумом с четко выраженным
мандатом по ОДВ. Важное значение имеют систематическое
участие всех соответствующих представителей гражданского общества и других
региональных и субрегиональных организаций и координация их деятельности. Эти региональные и субрегиональные форумы по ОДВ будут органически
связаны с национальными форумами по ОДВ и подотчетны им. Их функции будут состоять
в следующем: координация деятельности всех соответствующих сетей, установление Нормативно-правовое
обеспечение деятельности школьных библиотек региональных/субрегиональных целей
и наблюдение за их достижением; популяризаторская деятельность; политический
диалог; укрепление партнерства и технического сотрудничества; обмен
передовым опытом и достигнутыми результатами; мониторинг и отчетность; а также
содействие мобилизации средств. В целях укрепления региональных и
субрегиональных форумов и соответствующих потенциалов
в сфере ОДВ будет
оказываться региональная и международная поддержка, особенно в странах Африки и
Южной Азии.
19. ЮНЕСКО будет по-прежнему
выполнять предусмотренную ее мандатом роль, координируя деятельность партнеров
по ОДВ и поддерживая взаимодействие. В связи с этим Генеральный директор ЮНЕСКО
будет ежегодно созывать совещание гибко действующей и имеющей небольшой состав группы
высокого уровня. Она будет служить средством реализации политических
обязательств, а также мобилизации технических и финансовых ресурсов. На основе информации, содержащейся в докладах о мониторинге,
представляемых Международным институтом планирования образования ЮНЕСКО (МИЛО),
Международным бюро просвещения ЮНЕСКО (МБП), Институтом ЮНЕСКО по образованию
(ИЮО) и, в особенности, Статистическим институтом ЮНЕСКО, а также выводов
региональных и субрегиональных форумов по ОДВ, будет также обеспечена
возможность, позволяющая международному сообществу подвести итоги выполнения
взятых в Дакаре обязательств. В этом мероприятии примут участие
руководители самого высокого уровня, представляющие правительства и гражданское
общество развивающихся и развитых стран, а также учреждения по вопросам
развития.
20. ЮНЕСКО обеспечит секретариатское обслуживание. Она сместит акценты своей программы
в области образования с тем, чтобы выводы и приоритеты, намеченные в Дакаре,
заняли центральное место в ее деятельности. По каждой из шести целей,
установленных в Дакаре, будут созданы рабочие группы. Этот Секретариат будет
работать в тесном взаимодействии с другими организациями, которые могут
командировать в его состав своих сотрудников.
21. Решение задачи
обеспечения образования для всех потребует дополнительной финансовой поддержки
со стороны стран, а также увеличения помощи в области развития и списания
задолженности двусторонними и многосторонними донорами для целей образования,
причем общая требуемая сумма составляет, по оценкам, порядка 8 млрд долл. в год. В связи с этим
крайне важно, чтобы правительства стран, а также двусторонние и многосторонние
доноры, включая Всемирный банк и региональные банки развития, гражданское
общество и фонды, взяли на себя новые конкретные финансовые обязательства.
28 апреля
Дакар, Сенегал